Вернуться на главную блога

ИЗ СИБИРИ НА ALIEXPRESS: 4 ИСТОРИИ НОВОСИБИРСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Почти 20% оборота всех предприятий и организаций Новосибирска обеспечивает малый бизнес, выяснили в местном бюро статистики. И уже 2000 таких компаний, ИП и самозанятых продавцов работают на AliExpress. Накануне конференции AERO, которая пройдет в столице Сибири 19 октября, рассказываем вдохновляющие истории четырех из них.

«Когда пошли продажи на AliExpress, мы отключили весь балласт»

Руслан Нафиев, сооснователь магазина Wikki-Wikki

Магазин сувениров и товаров для дошкольного обучения Wikki-Wikki вырос на базе центра развития интеллекта «Энергия», в котором Руслан и его жена Юлия обучали педагогов. Чтобы не зависеть от поставщиков из Китая и иметь под рукой нужные учебные материалы (игры для тренировки быстрого чтения, ментальное лото, счеты-соробаны, доски для межполушарного развития и т. д.), три года назад супруги запустили собственное производство изделий из фанеры.

Многому пришлось учиться почти с нуля — например, осваивать химию. «Мы пробовали холодное литье, пластики, штамповку, потом перешли в эпоксидку и полиэфирные смолы. Рассчитывали на ПВХ, но при резке лазером из него выделялся ядовитый хлор — от опасных экспериментов в итоге отказались, — вспоминает предприниматель. — Сейчас в основном работаем с березовой фанерой, которую заказываем у компании „Свеза“, и фетром».

Первыми клиентами стали директора школ, педагоги и воспитатели, которые заказывали развивающие товары через закрытый чат и покупали в офлайн-магазине при центре «Энергия». Но во время пандемии число клиентов сократилось. Супруги закрыли розницу и начали переводить бизнес на удаленку. «Изучали площадки, мучились с сертификацией. Потом приятель сказал: «Да ты попробуй на Али». В мае этого года открыли магазин, а когда первые продажи на маркетплейсе пошли, мы отключили весь балласт», — рассказывает Руслан. Правда, пришлось изменить ассортимент: оказалось, что рынок лучше реагирует на полезные мелочи и аксессуары. «Выбрали недорогой товар — в среднем до 500 рублей — и по нему ударили.

Например, никогда не думал, что могут «пойти» ключницы. Первую я сделал в подарок, выставил фото на AliExpress — и посыпались заказы», — говорит он.

Сейчас Руслан и Юлия много времени уделяют ассортименту: пока на платформе представлено около 25% товаров, перед сезонным всплеском продаж надо успеть завести остальные карточки. А заодно изучают инструменты маркетплейса. «После акции „Почти даром“ пришли подписчики, начались продажи. Осталось разобраться, как работать с этой базой, чтобы не „пережечь“ интерес клиентов», — поясняет предприниматель.

Возвращаться в офлайн он не собирается. «У нас в регионе продавать в розницу очень сложно: с каждым клиентом нужно выстроить человеческие отношения. Один мой приятель шутит: „Если ты чего-то добился на сибирском рынке, тебе подвластен весь мир“. Так что хочу двигаться в ту сторону», — говорит Руслан Нафиев. Сейчас он готовится открыть цех в Москве, запускает еще один магазин на AliExpress для продажи электроинструментов и надеется, что сможет выйти и на зарубежные рынки — уверен, там изделия из сибирского леса тоже найдут своего покупателя.

«Каждый заказ с AliExpress приезжает покупателю с конфеткой»

Янис Меднис, сооснователь магазина АвтоOptix

В 2015 году, после пары лет работы в продажах автозапчастей, Янис Меднис вместе с женой решили открыть свой интернет-магазин. Чтобы не конкурировать с бывшим работодателем, ставку сделали на польскую оптику и светотехнику WESEM, Fristom и WAS: производители были востребованы рынком, но предложений в интернете почти не было.

Сайт на WordPress создали собственными силами, и он без проблем работает до сих пор, а продвижением в интернете Янис интересовался еще с 90-х годов. Это хобби помогло привести в магазин органический трафик и настроить контекстную рекламу. «Первую большую партию мы отгрузили фирме в Подмосковье, которая выпускала пожарные машины. Так обрадовались, что даже забыли приложить к заказу закрывающие документы», — вспоминает предприниматель. Сейчас на юридические лица приходится 70% оборота АвтоOptix: КамАЗ покупает у семьи Меднисов катафоты для автобусов, «Кургандормаш» — светотехнику. Еще 30% продаж — заказы частных клиентов, от Москвы до Якутии и Магаданской области: там длинная темная зима, и люди пытаются хоть как-то радовать себя, шутит Янис.

Когда рост продаж в рознице и в группе ВКонтакте замедлился, супруги задумались о расширении и в феврале прошлого года открыли филиал на AliExpress. Сейчас на него приходится четверть всех розничных продаж, при этом магазин почти не требует внимания и расходов. Разве что на покупку конфет шоколадной фабрики «Новосибирская»: их обязательно вкладывают в каждый заказ.

«Мы стараемся регулярно тестировать новые ниши. Сейчас, например, выложили на маркетплейсе ряд аксессуаров, которых пока нет на сайте, и видим стабильный спрос. Но важнее привлекать аудиторию: емкость рынка для текущего ассортимента огромная, надо просто искать клиентов, — рассказывает Янис Меднис. — Поэтому будем пробовать акции платформы, чтобы поднять наши товары выше в поиске».

«Я уперлась в потолок в родном городе и пошла на AliExpress»

Наталья Медведь, основательница магазина «Выкройки от Батист»

Наталья всегда увлекалась шитьем, но только когда закрылся банк, где она работала, решила превратить хобби в бизнес. Первый магазин тканей и швейной фурнитуры предпринимательница открыла в родном Мирном, небольшом городе в Якутии. Полгода она работала одна: приходилось быть и продавцом, и бухгалтером, и уборщицей, и водителем. Но потом Наталья наняла продавцов с опытом в пошиве одежды, открыла ателье при магазине, запустила проект с мастер-классами для своих клиентов.

«В какой-то момент я уперлась в потолок — город-то маленький. Поняла, что надо выходить на маркетплейсы, и решила открыть под это филиал в Новосибирске. Используем его как склад, где храним ткани и выкройки, а еще как „перевалочную базу“: обрабатываем заказы и формируем посылки», — рассказывает Наталья.

В родном городе она работает не только с розничными клиентами: у нее заказывают ткани и профессиональные швеи, и организации — детские сады, школы, Мирнинский театр и местный Дом культуры. На AliExpress заказы оформляют любительницы швейного искусства: покупают ткани турецких и узбекских производителей и выкройки. Их разрабатывают вместе с конструкторами одежды в Новосибирске и распечатывают на плоттерных листах. «На каждый лист помещается шесть выкроек в градации от 44-го до 54-го размера. Это домашняя одежда для взрослых и детей: футболки, халаты, ночные рубашки и пижамы, шорты, леггинсы, домашние брюки и платья, худи, толстовки, — говорит предпринимательница. — В среднем получаем 20–30 заказов в неделю».

Наталья Медведь считает, что ниша тканей и выкроек на маркетплейсе развита довольно слабо — все же это специфический товар. Но уверена, что магазин найдет свою аудиторию. «Мы участвовали в акции „Почти даром“, теперь готовимся к распродаже 11.11 — так постепенно выйдем на своего клиента, — убеждена она. — А сейчас начинаем осваивать собственное производство одежды. Возможно, с новым товаром тоже выйдем на AliExpress».

«Хотим продавать на AliExpress массовые, но эксклюзивные вещи»

Иван Расходчиков, сооснователь магазина SibRa

Осенью 2017 года на нетворкинге в Новосибирске Иван Расходчиков из Бердска познакомился с ученым-химиком Александром Васенёвым из Академгородка. На встречу тот принес кошелек из рыбьей кожи, с которой экспериментировал уже несколько лет. Иван съездил на производство, изучил свойства необычного материала — и решил заняться его продвижением.

Хотя товар это сложный, признается он. «В 99 случаях из 100 покупатели спрашивают, пахнет ли кожа рыбой, — приходится убеждать, что запаха нет. Или что это надежный материал: при толщине от 0,7 до 1 мм он вдвое прочнее обычной кожи, — рассказывает предприниматель. — Удивительно, но почему-то людей интересует, какую рыбу мы используем! Отвечаем, что семейство лососевых — у них красивая фактура».

Нужно образовывать и профессионалов — дизайнеров, кожевников, даже кукольниц, рассказывать про свойства кожи: как она шьется, клеится, растягивается, сохраняет формостойкость, что происходит при намокании. Все это Ивану, инженеру по образованию, пришлось узнавать на собственном опыте. Использовали старые китайские кожаные куртки, а первым изделием стал картхолдер. «Толстыми нитками, криво, коряво, но я его сшил-таки», — вспоминает он.

Сейчас рыбья кожа и изделия из нее продаются не только по России: 70% оборота приходится на Etsy. Заказы в основном приходят от покупателей с Аляски: местные дизайнеры используют сибирский «рыбий мех» для производства этнической бижутерии и национальной одежды, которую продают туристам. Еще 10–15% заказов получают с «Ярмарки мастеров», остальное — в шоуруме в Бердске, соцсетях и на AliExpress, где в марте этого года открыл магазин.

Сейчас на маркетплейс загрузили рыбью и натуральную кожу, из готовых изделий — только обложки для паспортов. «Мы хотим смещаться со штучных, авторских, на более массовые товары: продавать картхолдеры, документницы, косметички, сумки. Эксклюзивность будет достигаться за счет материала, а не дизайна или ручной работы», — рассказывает Иван Расходчиков. Для этого вместе с супругой они прорабатывают проект запуска машинного швейного производства. Еще есть планы по персонализации товаров: предприниматель изучает возможности лазерного гравера, с помощью которого на обложки будут наносить надписи, и шутит, что который день в его офисе пахнет горелой кожей.

«Что еще мне нравится в AliExpress — это возможность создать мультикатегорийный магазин. Я долго занимался дистрибуцией промышленной пневматики и на пробу загрузил в SibRa пару распределителей, — говорит он. — Совершенно другой товар! Но на днях его купили. Получается, мы можем торговать абсолютно разными вещами, и клиентам это не мешает».

 

Хотите продавать AliExpress?

Открыть магазин

 

Поделиться:

Что еще почитать?